Портативный навигатор Shturmann Link 300

Пробковое покрытие

 Гоша Хачин подался в какую-то безумную автоэкспедицию. Вообще-то, это его рубрика, но на этот раз я не жалею, что вынужден Гошу подменить.

Наша гордость и его предубеждения

«Навигатор в автомобиле не очень нужен. При сегодняшнем развитии мультимедийных информационных сервисов он крайне неохотно показывает самую востребованную информацию — пробки на дорогах. Поэтому главное в нем из доступного и возможного — это поиск нужной улицы. Но если ты ездишь по родному городу, то, как правило, и без подсказок знаешь окрестную географию. Поэтому навигатором сегодня пользуются в основном в двух случаях. Во-первых, иногородние. Во-вторых, ради моды...»

Нормальное начало? Надеюсь, вы заметили кавычки, это написал, разумеется, не я, автор приведенного — безусловно лучший в стране (Гоша, извини) автомобильный радиожурналист Александр Пикуленко. Прожив в автомобильном мире столько, сколько другим не отводится и в этом, гордость автожурналистики устойчиво представляет себе современного водителя в облике сурового мужчины в кожанке и с отработкой под ногтями, помнящего порядок работы цилиндров всех когда-либо виденных им двигателей, а уж с улицы пилота Нестерова на улицу лётчика Бабушкина он не то что проедет — пролетит с закрытыми глазами.

Боюсь, мастер немного не уследил за жизнью по всем пунктам. Вот первые два. «Суровый»? Да, пожалуй. «Мужчина»? Да вы оглянитесь вокруг, им-то откуда про пилотов и лётчиков знать? Ну и дальше, «мода», «понаехали», галиматья, короче, характеризующая стиль мэтра всякий раз, когда он берётся рассуждать не об автомобилях, а о б их вспомогательном оснащении (для нас как раз — главном).

Я вот родился в серёдке прошлого века на улице Веснина, но тем не менее уже недели три езжу из дома на работу и обратно по навигации. Это не потому, что такой длинный рабочий день и успеваю забыть дорогу, и не этот, как его... склероз.

Раньше, бывало, я навигатором пользовался по надобности, при поездках в чуждые мне районы столицы и Подмосковья, это Пикуленко не может не знать, как проехать на улицу Энергетиков, дом 13 в Конаково, а я — могу, запросто. Но чтобы с Анохина в Октябрьский и обратно под «через восемьсот метров поверните налево» — это новое развитие событий. Причина — во втором предложении из цитаты, открывающей этот материал. Вернее, в его несоответствии действительности. Охотно показывает, очень даже охотно. Речь в данном случае идёт о навигаторе Shturmann Link 300 с системой обмена информацией о дорожной обстановке.

 

Слотов для карт два: в одном сидит MicroSD, в другом — SIM

Спокойной ночи, малыши

Немного истории (ну вы же меня знаете...). В странах с развитыми институтами гражданского общества (бывш. прогнивший Запад) давно работает система TMC (Traffic Message Channel). По задумке, она должна доставлять водителю (у них там за рулём в большинстве иногородние модники) сведения о возникших где-либо затруднениях в движении. Канал доставки — система RDS, то есть в навигаторе предусматривался встроенный или внешний блок FM-тюнера с антеннкой, что уже мне представляется довольно неуклюжим решением. Хуже другое: созданная для стран с развитыми, система исходила из дикого для всякого уроженца улицы Веснина предположения, что у затруднения в движении должна быть причина. Скажем, дорожно-транспортное происшествие (Mein Gott, Эльза, это уже второе в этом году, куда катится наш город!). Поэтому формат передаваемой информации был и остаётся крайне примитивным: код события и код места события, и то и другое было стандартизовано в рамках международной конвенции TMC Forum, сейчас как-то по-другому называется, но наплевать, не в этом дело. Дело в том, что должно было быть событие, а его координаты передавались в условном виде, неестественном для GPS, где естественный вид — географические координаты, привязанные к векторам дорожной сети. Плюс — источник информации, который эту информацию должен был в систему непрерывно подгружать. Это — полицейские камеры и личный состав. Что вы сказали? Правильно, кто и, главное, за что станет у нас этим заниматься? Даже если найдётся «за что», это «что» возьмут и распилят, а делать ничего не будут.

Поэтому ли по всему, или же в силу привычной неповоротливости система TMC к нам так и не проникла. Недавно я получил пресс-релиз, где радостно сообщалось, что начата пробная эксплуатация TMC для навигаторов Garmin, с учётом сказанного могу только поздравить, проснулись как раз вовремя, под «Спокойной ночи, малыши». Не нужна сегодня нам эта система: во-первых, потому что нехороша, а во-вторых, потому что появилась другая, а она, как выяснилось — хороша.

Хороша она по принципу своей работы, учитывающей наши национальные реалии. Ну пусть, говоря о Москве, региональные, хотя город с числом автомобилей большим, чем во всей Новой Зеландии... Во-первых, у наших пробок либо нет причин, либо их слишком много. Во-вторых, кому ни поручи собирать и передавать инофрмацию о них — не станет, хоть ты молотком по нему бей. Только если как-нибудь само собой, и по факту: вот тут всё заклинило, а почему — то ли два урода в третьем ряду гайцов ждут, то ли премьеру приспичило на работу съездить, то ли просто так — роли не играет. Именно так и работает информационная система, встроенная в мой (теперь уже — мой, не отдам) новый навигатор.

 

Главное меню богаче привычного, взять хотя бы пункт «SMS»

Кто ползёт? Я ползу...

У нынешней системы была предшественница, «Смилинк». Платная, работавшая по каналам пейджинговой связи (а потому требовавшая в машине отдельного устройства), использовавшая в качестве источников информации камеры и прочие данные системы мониторинга городского движения, надёжность и оперативность которых я уже комментировал. В середине прошлого года «Смилинк» стало (информационное агентство, поэтому «стало») информационным центром «Яндекс.пробки» и работает уже на другой основе, хотя у кого есть непристроенные деньги, может и старой системой пользоваться, её пока не заглушили. У меня, впрочем, система другая, запущенная в декабре 2008 «Навител.Пробки». Работает она так. Внутри навигатора есть модуль GSM, с симкой, а значит — со своим телефонным номером, но урезанный до минимума, обеспечивающего передачу данных по GPRS. По нему с заданной периодичностью и поступает информация о дорожной обстановке. Причём с полным покрытием территории города, GPRS это не RDS, где ширина канала позорно мала, здесь пара секунд — и весь город раскрашен в цвета, характеризующие условия движения. Что именно передаётся? Именно то, что надо: скорость движения транспорта относительно разрешённой на этой дороге. Если на какой-то дороге зафиксировано, что транспорт движется со скоростью 70% и более от того, что можно, дорога окрашивается в оптимистический зелёный, 30 — 70% — и зелёный темнеет, теряя часть задора, 10 — 30% — это уже нехорошо, цвет становится, если честно, довольно гнусным, разработчики его почему-то назвали оранжевым, на самом деле... В общем, так даже лучше, сразу понятно: нехорошая дорожная обстановка.

И наконец, если совсем плохо, если как раз то, о чём вы сейчас подумали, цвет меняется на красный, типа — как у павиана. Всё очень наглядно и легко запоминается. Вопрос: чтобы это увидеть, надо что, вместо дороги на экран пялиться? Тогда есть шанс лично генерировать причину затруднения с ожиданием гаишников. Нет, разумеется, данные о пробках той или иной степени тяжести интегрируются в работу навигационной программы в форме опции «Учитывать при прокладке маршрута», которую надо включить раз и навсегда. Теперь (это проверено и продолжает проверяться) наезженные было маршруты расцвечиваются новыми и, главное, оправданными вариациями, о чем будет чуть позже и отдельно. Возникает вопрос: а откуда берётся столь полезная информация о движении автомобилей и насколько ей можно доверять? А я же сам её и произвожу, каждую поездку, непрерывно.

Сочетание двух известных устройств по нормам патентного права не является третьим и новым, но по обычной жизни может иногда творить почти что чудеса. В навигационной системе непрерывно циркулируют данные о координатах, скорости и направлении движения, так? Там же это сопоставляется с названием улицы и, ежели вдруг, с установленным для неё лимитом скорости. Одно арифметическое действие — и квант информации готов: вот эта конкретная машина едет сейчас по Вернадского мимо цирка с конями, здесь можно 60, все ездят 100, а эта тащится едва 25. Где тут у нас GSM-модуль с «жопорезом» наизготовку? Надо это передать на центральный сервер. Предположим, что рядом или на сто метров впереди едет ещё одна машина с таким же навигатором, в нём происходит то же самое, в третьей — тоже. У сервера рождается видение дорожной обстановки в этом месте: все едут так себе, а могли бы — о-го-го. Почему? Дураки там за рулём сидят? Значит, не получается быстрее, красим в положенный цвет, эти же три навигатора вместе со всеми остальными такими же в темпе обновления данных подцепятся и скачают печальную картину. И у того, который позади всех, появляется шанс свалить налево на Ленинский или направо на Мичуринский, оттуда на сервер идут сигналы типа «еду не свищу» от тамошних участников движения с такими же приблудами, как у меня. Я вот не знаю, направо, налево, здесь рассосётся или повсюду сейчас, как у павиана. А «Штурман», вернее — сидящий внутри «Навител», знает и даёт команду голосом.

Сколько таких участников движения одновременно? Больше, оказывается, чем можно было бы подумать. Shturmann Link 300 — лишь одна из возможных платформ, показательная и удобная в том смысле, что полностью интегрированная, но всё же специализированная. Однако та же программа может быть загружена в любой коммуникатор с GPS, таких сейчас — навалом, у них телефон свой. Или же — в обычный навигатор с Bluetooth, он будет использовать соединённый с ним телефон в роли GPRS-модема. Это — не пробовал пока, не скажу, но разработчики «Навител.Пробки» утверждают, что да, так тоже можно. Они же утверждают: на сегодня активных пользователей, по трекам которых собираются данные — больше 70 тысяч, и это позволяет фильтровать сомнительные данные, так что водитель, остановившийся купить сигарет, не будет интерпретирован как стоящий в пробке, поскольку там же и тогда же весело и не притормаживая едут пятеро других, некурящих.

 

Экономический расчёт показал: надо включить автоматическое соединение с максимальной частотой обновления и надолго забыть об этом

Почём процесс?

Это смотря какой процесс. Процесс навигации, как вызнаете, бесплатный и будет таковым, пока не запустят «Глонасс», там уж до нас как-нибудь доберутся, а пока — руки коротки. Однако же и поставки «пробкового покрытия» происходят на безвозмездной основе. Удивительно, но вот... понимаете ли... Где здесь фигурируют хоть какие-то деньги? Только в стоимости трафика. «Ага, мы знали, должна быть поимка!..» Нет, не так всё трагично. Есть теория и практика, иллюстрирующие стоимость этого вида информационного обслуживания. Теория такова: по данным провайдера услуги, объём передаваемых данных при максимальной частоте обновления (раз в 2 минуты) составляет чуть меньше 120 килобайт в час. При действующих расценках на услуги GPRS это выливается в расход средств от 83 до 86 копеек в час в зависимости от оператора. Если, значит, за день три часа в дороге и всё время с этой штукой — два с полтиной в день. Рабочую неделю поездил, и можно заправщику на BP ничего не давать — потратил его чаевые на пробковое покрытие.

Это — теория. Практика оказалась такова: на SIM-карте, имевшейся с навигатором, было в момент вскрытия упаковки целых 50 рублей на счету. В документе, который об этом сообщал, было указание и на то, что для этой карты действует тариф «Команда Shturmann» с ценой за мегабайт GPRS трафика не 6 рублей с копейками, а меньше трёшника. Это значит, что до первой надобности платить за пробки мне надо их объезжать в общей сложности в течение примерно 140 часов. Хорошо, что посчитал, а то чуть было платить не пошёл. В этом, кстати, один из недостатков устройства: для того, чтобы узнать баланс, предлагается позвонить по какому-то там номеру со звёздочками и решётками, а позвонить-то со «Штурмана» как раз нельзя. По-хорошему, при такой развитой системе коммуникации (а здесь модуль GSM заодно уж использован и для подключения к Интернету «общего профиля) и для работы с SMS, можно было придумать что-то более изящное, чем, ломая ногти, доставать симку из навигатора и вставлять в телефон. Может, потом придумают, пока надеюсь, что не ошибся в расчётах.

Где моя пробка?

Сейчас будет, поехали... Пока усаживаемся-пристёгиваемся, рассмотрим ценную вещь поближе. Формат Link 300 — «условно-карманный», карман имеется в виду не меньше, чем пиджака. Зато экран не требует напряжения взора, а экранная клавиатура — навыков снайпера. Отличие Link 300 от многих аналогичных по обводам устройств — полное отсутствие аппаратных кнопок управления. Только «вруб-выруб», утопленная в верхнюю грань, и та реагирует лишь на продолжительное нажатие, вероятность несанкционированного включения-выключения равна нулю. Разъёмов для общения с внешним миром — абсолютный минимум: mini-USB и гнездо для наушников. Зато на противоположном торце корпуса — сразу два слота под резиновыми заглушками. В одном — карта памяти microSD, в другом — SIM-карта. Внешнее питание и зарядка, понятно, по USB, что очень мило: сетевых и автомобильных адаптеров этого типа у любого приличного мужчины накопилось достаточно, и хвост из каждого компьютера торчит перманентно.

Чтобы больше к «разъёму жизни» не возвращаться: соединение с компьютером происходит напрямую, без осложнений, компьютер видит Link 300 как два одновременно подсоединённых съёмных диска. Один — внутренняя память устройства, другой — карта памяти. Туда в положенные места можно загружать карты, которых у вас не было (за деньги), обновления (без денег, но с идентификационным номером программы) или по мелочи (совсем бесплатно). Например, на сайте выложены скины, альтернативные (в дополнение к двум русским и одному английскому, поставляемым в комплекте) голоса подсказок, я для потехи скачал, сами понимаете, Владимира Вольфовича, надоест — переключу на Оксану, она будет на мове разговаривать, в общем, не хлопотно и забавно. Кто ради забавы готов пойти на хлопоты, сообщаю: подсказки записаны либо в компактном формате SPX, либо как обычные WAV, можно потратить пару часов и записать свои, технических препятствий к этому не усматриваю.

Ценная вещь к этому моменту уже запустилась, из главного меню, где на первой странице и аудио, и видео, и SMS, a на второй (под «Приложения») — целый букет интернет-сервисов, включая Email и ICQ, выбираем, разумеется, навигацию. Новейшая версия «Навител 3.2.6», надо отметить, в большей степени «Навител», чем «3.2.6». В том смысле, что интерфейс хоть постепенно и улучшается, но признаки фамильной неуклюжести не изжил, что есть, то есть. Так, в силу отсутствия аппаратных кнопок управления громкостью, чтобы её изменить, надо капитально полазить по меню. Поставляемый (по желанию) с полной картой России, придуманный моим коллегой «выселки-тест» Link 300 картинно завалил. Напомню, тест заключается в числе населённых пунктов, содержащих слово «выселки», это характеризует и подробность сети населённых пунктов (выселки редко становятся губернскими столицами), и метод топонимического поиска. «Штурман» выдал лишь три центра цивилизации с волшебным ключевым словом, те, где это слово — первое и единственное. При этом, как показал контрольный опыт, в базе данных системы есть и полюбившиеся нам Куньи выселки, и Калиновские, и даже, не поверите, какие-то 1-е и 2-е (выселки, да ещё «вторые»… вот бы где побывать...). Но если не помните, чьи — всё, привет, прокладывайте маршрут по пачке «Беломора».

В то же время при поиске улицы (проверено по Москве и Екатеринбургу) последовательность ищется в любом месте имени, большое дело, когда перед фамилией указана профессия или звание, а у нас это любят. Власов, например, — архитектор (ну не генерал же), а Белов как раз генерал, хотя архитектор такой тоже был. Это — хорошая новость. Есть и похуже. На клавиатуре устройства отсутствует буква «ё», что само по себе не очень и удивляет, на неё в последнее время накинулись не по разуму. Но в названиях улиц великая литера употребляется и, главное, не сопоставляется с «е», поэтому уже упомянутого лётчика Бабушкина по фамилии система найдёт, а по призванию — нет. Или надо набирать «тчика», тогда — найдёт. Есть и другой залёт, связанный с интерфейсом, в случае, когда найдено несколько объектов и надо прокрутить список на экране до требуемого, скрывшегося за нижним краем, выясняется, что прокрутить практически невозможно. Скроллбар справа — толщиной со спичку и сидит в углу под рамкой экрана, даже если иметь наготове стилус или предмет, его заменяющий, совершить нужные движения крайне затруднительно, так что нужно продолжать долбить по клаве, пока вариантов не останется два-три, на один экран. В целом же к управлению приспособиться можно, особенно если пользуешься системой не потому, что не знаешь, как ехать, а потому, что не знаешь, как лучше именно сейчас.

Скорость запуска системы не поражает, если у вас не «Жигули» с карбюратором, то, скорее всего, вы будете готовы ехать раньше, чем «Штурман» станет готов вами руководить. При запуске одновременно устанавливается связь со спутниками по GPS и пробочным сервером по GPRS, второй процесс происходит почти всегда быстрее. Что же касается чувствительности GPS-приёмника, то она нареканий не вызвала: навигатор устойчиво видит спутники, даже когда лежит между сиденьями в машине без люка в крыше.

Процесс навигации как таковой происходит вполне гладко и предсказуемо, к лишней болтовне система не склонна, все подсказки и предупреждения — строго по делу, на нормальном русском языке и вовремя. Разве что пауза между сходом с маршрута и его перепрокладкой оказывается немного длинновата. Самое же интересное — коррекция маршрута с учётом пробок. Поскольку главной задачей (поначалу, во всяком случае) было тестирование системы, я проводил с ней разные опыты. Самое простое — наблюдал, что прибор показывает на экране и как это соотносится с тем, что я вижу и без него. Едешь по ТТК — нормально, весело едешь, на экране это место тоже довольно зелёное. «Ну, — скажет тёртый циник, так-то и я могу: может, система показывает дорожную обстановку, ориентируясь на свою собственную скорость, а никаких мифических 70000 поставщиков данных нет и в помине?» Всё возможно в наш бессовестный век. Однако встречную полосу «Штурман» окрасил в пугающий красный, а из своего бокового окна я вижу: там и вправду сплошные павианы, и все ко мне спиной. Это уже не сфальсифицируешь.

Не раз в порядке опыта игнорировал настоятельные рекомендации свернуть, каждый (без исключения) раз был наказан за неверие. Бывали и интересные моменты: система, из очевидных опций предпочтя, скажем, Ленинский проспекту Вернадского, советовала ехать не по основной полосе, а по «маленькой дорожке», спустя полкилометра я обнаруживал, что еду мимо стоящего на основной магистрали потока. Здесь, надо отметить, тоже есть простор для доработок алгоритма, пару раз система уводила на дублёр для объезда не пробки, а пробочки длиной метров сто.

Не раз бывало, что маршрут пересматривался уже по ходу движения, на основе информации, поступившей за последние две минуты (посчитав цену вопроса, я поставил максимальную частоту обновления данных). Только что было «продолжайте движение шесть километров», как вдруг «через четыреста метров поверните направо». Теперь уже знаю: надо поворачивать. А вот сегодня, уже в условиях полного доверия, «Штурман» вдруг потащил меня через самый центр. Самый-самый, мимо Боровицких ворот, где в середине дня в пятницу в жизни бы не поехал. А там — пусто, как и на Новом Арбате и на оставшейся до конечного адреса части Садового кольца. По приезде бортовой компьютер показал среднюю скорость на маршруте 43 км/ч. По опыту знаю, в это время года суток и недели «25» на этом же участке означает «сегодня нормально доехал». Оставлю пока Жириновского, нормально работает...

  • Shturmann Link 300, серийный №1300005444
  • Габариты, мм 125 х 80 х 19
  • Размеры экрана, мм 98 х 56
  • Операционная система Windows CE Core 5.0
  • Навигационная система Navitel 3.2.6.3714
  • Источник карт ЗАО «Центр Навигационных Технологий»
  • Версия карты 30.04.2009
  • Автономность, ч:мин 3:35
  • Выселки-тест 3
  • Дополнительные функции Аудиоплеер (mp3/WMA, OGG, WAV), Видеоплеер (mpeg, AVI, WMV), Просмотр изображений (JPEG), Интернет (IE, Email, ICQ, чат MSN), SMS

http://www.avtozvuk.com/

Prology MDD-723

мультимедийный центр Prology MDD-723 Prology MDD-723 - модель монтажного размера 1 DIN, скрывающая в себе выдвижной моторизованный широкоформатный сенсорный ЖК-монитор с диагональю 7".......